ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ  ПРОЕКТ: ЛИТЕРАТУРА  и  архитектура                                                                              ПОРТАЛ  DOMLIT

    Cозерцать вечность»

         Н. Бердяев

 

 

 

 

 

   

 

 

ДОМ

как СЛЕД ТВОРЧЕСТВА      дом - знак

 

 

"Дом в сознании русского человека отождествляется в первую очередь с жилищем. Представляя собой самостоятельное замкнутое пространство, ограниченное от внешнего мира и контролируемое человеком, дом противостоит открытости, неограниченности, неопределенности и хаосу чуждого пространства и является своеобразным средством защиты человека. Кроме того, дом отождествляется с семьей, т.е. с близкими, «своими» людьми. В русской картине мира особо значимой оказывается дихотомия свой — чужой, когда дом олицетворяет, с одной стороны, «свое» пространство, противопоставленное «чужому» окружающему миру, с другой — дом осуществляет связь со Вселенной, выступая связующим звеном".

ОБРАЗ ДОМА

как СЛЕД ТВОРЧЕСТВА           дом - ИНФОРМАЦИЯ

 

"Информация, в отличие от смысла, это некоторое событие, факт, который наличествует или отсутствует. Информация, которую несет в себе текст, объединяет все элементы значений и смыслов, как внутреннее содержание, так и внешнее его оформление. Это не слово, не предложение, а наличие или отсутствие некоторого события. Само наличие текста - это информация. Внутренне содержание текста - это информация. Способ оформления - это также информация. Внутренняя и внешняя информация соответственно...

 

ЗДЕСЬ

ДОМ

как СЛЕД

ТВОРЧЕСТВА

 

Мемориальный дом 

"Речевой материал модульного мемориального текста располагается в двумерном порядке на одной плоскости. Ограниченная поверхность мемориальной доски регламентирует количество слов и строк гораздо жестче, чем страница. Поэтому для наиболееполной реализации коммуникативной функции в модульном мемориальном тексте присутствуют элементы разных знаковых систем: это буквы, слова, цифры, изображения. Вербальные фрагменты текста дополнительно семантически осложнены параграфемны-ми элементами: шрифтом, разрядкой, характером членения на строки, цветовыми решениями. Все содержание модульного мемориального текста в целом дополняется некоторыми «материальными» аспектами письма: формой, фактурой материала, из которого изготовлена мемориальная доска

 дом как СЛед 

 ТВОРЧЕСТВа    дом - портрет

 

 

"Развитие европейской художественной мастерской как историко-культурного явления может быть с большей или меньшей точностью прослежено до Средневековья. До возвышения фигуры художника в конце XIII века феномен мастерской предстает в двух основных формах. Обе они связаны с монастырями, центрами художественной жизни того времени, но характер их связи различен. Скриптории были своего рода коллективными творческими лабораториями, где наиболее одаренными членами братства создавались живописные миниатюры..."

Мигель  де  Сервантес  Сааведра

"Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский" 

Великая книга Мигеля де Сервантеса «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» по праву считается главным произведением испаноязычной литературы. Для Испании Дон Кихот – не просто литературный герой, это образ Испании, ее культурный символ, национальное достояние. И это не случайно, ведь Дон Кихот – странствующий рыцарь. Во многих городках и поселениях провинции Кастилии-Ла-Манчи остался след Дон Кихота.

Произведение вдохновляет и других писателей. «Путь Дон Кихота» – роман испанского писателя Асорина – одна из самых известных аллюзий на роман Сервантеса.

НИКОЛАЙ  ФЕШИН

Дом, который построил  русский американец

Тяжелый недуг (Николай Фешин страдал от туберкулеза) заставляет художника искать новое место для обитания с более подходящим климатом. Так он обосновался в Таосе, уже полюбившемся целой колонии американских художников. Здесь он построил дом, в котором соединил мексиканскую и русскую традиции. Внутреннюю отделку и все деревянные элементы (более 50 резных дверей и каждая — эксклюзивная!) он взял на себя.

Кстати, появление электроэнергии в Таосе в 1928 г. позволило Фешину вырезать из дерева и достраивать дом по ночам, после напряженных занятий живописи днем. Дом можно смело назвать шедевром южно-западной архитектуры, симбиозом живописи, графики и металлоконструкций. 

Прикоснуться к жизни знаменитой певицы и увидеть многие реликвии, связанные с ее жизнью, можно побывав в доме-музее Эдит Пиаф (Musee Edith Piaf).

Музей этот необычный. Он располагается в обычной квартире жилого парижского дома, расположенного в рабочем районе 11-го округа Парижа. Когда-то, в начале 30-х годах прошлого века, Пиаф, еще на пороге своей славы, прожила здесь два года.

Созданием музея мы обязаны верному поклоннику певицы Бернару Маршуа. Еще в далеком 1958 году шестнадцатилетним подростком он познакомился с Эдит Пиаф и до самой смерти певицы стал ее верным помощником, помогая во всех делах и участвуя во многих событиях ее жизни.

Неповторимая, особенная атмосфера чувствуется еще с порога: Васнецов приложил немало сил, чтобы сделать свой дом уютным. Получился исконно русский терем: с резной мебелью, расписными сундуками и деревянными скамьями вместо модных мягких диванов. На стенах висят портреты родных и близких друзей Васнецова.

— Огромная винтовая лестница, украшенная доспехами русского воина, ведет в святая святых — мастерскую художника. Мы тоже поднимемся по ней, чтобы увидеть место, где были созданы величайшие шедевры — серия картин, которую Васнецов прозвал «Поэма семи сказок». В нее вошли «Спящая царевна», «Царевна- Несмеяна», «Царевна-Лягушка», «Ковер-самолет», «Кощей Бессмертный», «Баба Яга» и «Бой Ивана-Царевича с трехглавым змеем». Огромные размеры картин впечатляют каждого, кому посчастливилось увидеть их вживую.

Дом Васнецова — это место, которое вызывает самые теплые и добрые чувства. Сказочная обстановка возвращает взрослых в детство, а дети восхищаются тем, что попали в одну из своих любимых книжек.

РАЗРАБОТКА!

Эдит Пиаф

Дом-музей (Musee Edith Piaf)

Виктор Михайлович Васнецов

ДОМ-МУЗЕЙ 

ДОМ- портрет

МАСТЕРСКИЕ  ВЕЛИКИХ  ХУДОЖНИКОВ 

ДОМ  ВЛАДИМИРА  НАБОКОВА

"ЗАЩИТА ЛУЖИНА" и  любимая  вещь 

"Особенно нужно отметить роль Пикассо, оставившего многие сотни картин и графических листов, сюжеты которых ограничены миром артистической студии, в трактовке мастера приобретающим беспрецедентное разнообразие. Мастерская для Пикассо представляет собой изолированную от внешнего мира среду, где с огромным драматическим напряжением сталкиваются интересы основных участников творческого процесса — художника, модели, зрителя, где автор предстает перед своим произведением со смешанным чувством победы и вины. 

 Умножение образов мастерской в искусстве Пикассо происходило на фоне все прогрессирующей воли к уединению, подробно фиксируя различные ступени его добровольного отшельничества".

дом как СЛед 

 ТВОРЧЕСТВа                дом - жест

 

 

"Вещь-доминанта шахматы у повествователя автобиографической книги «Другие берега» рассматривается двояко: шахматы как спортивное состязание, соперничество и как искусство, как композиционное творчество. Шахматная доска у Набокова отождествляется с планетарием и одновременно со звездным небом, на котором фигуры представляют собой систему рычагов, а составленная шахматная задача при помощи таких «рычагов» уподобляется созвездию, присутствующему на шахматной доске. У Федора, главного героя роман «Дар», зарождение шахматной-задачи ассоциируется с созданием литературного произведения, где черные фигуры представляют собой буквы, а белые — пробелы. Для Лужина шахматная игра — это борьба, это тот мир, в котором он живет. Только в мире шахмат он находит применение «той воинственной, напирающей яркой силе, которую он в себе ощущал», только шахматы.удовлетворяют его потребности в гармонии.

 

"В августе 1986 года журнал опубликовал две страницы из романа — воспоминаний “Другие берега”, в которых Набоков рассказывает о своем излюбленном занятии — составлением шахматных задач.

О пристрастии В. В. Набокова к древней игре, о его любимом занятии, составлению шахматных задач, написано довольно много, в том числе и им самим. Несмотря на то, что задачи Набокова не открыли в шахматной композиции особой новизны, они интересны для истории в контексте творчества их автора, знаменитого писателя..."

"

Тургенев построил изящное трёхэтажное шале, в архитектуре которого удачно совмещались швейцарский и русский стили. Он назвал его «Ле Френ» – «Ясени», потому что вокруг росло много ясеней.

Здесь, в «Ясенях», Тургенев жил все последние годы, здесь написал самый большой свой роман «Новь» (о народниках) и «Стихотворения в прозе» (со знаменитым «ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!»), перевёл флоберовское «Искушение святого Антония», Гюстава Флобера, которого Тургенев считал своим лучшим другом среди французских писателей, входивших в так называемую знаменитую "Группу пяти" (Флобер, Тургенев, Доде, Золя, Гонкур).

Тургенев принимал у себя в Буживале Ги де Мопассана и Генри Джеймса, русских писателей Сологуба и Салтыкова-Щедрина, художника Верещагина и других видных представителей литературы и искусства. На вилле "Ясени" у Виардо Тургенев видел Сен-Санса и Габриэля Форе..."

Дом-дача и.с.тургенева  "ясени"

"музей в буживале"  

 ДОМ

как СЛед 

 ТВОРЧЕСТВа         дом - дача

 

 

"подход к материалу интервью позволяет задавать вопросы особого типа – вопросы к речевым практикам и их связи с культурными конвенциями, например, об отношениях между конфигурациями позиций, речевыми жанрами и темой разговора или о дискурсивном конструировании разных дачных занятий (строительства и работы в саду) или эмоций, связанных с дачей, в разговоре с разными собеседниками. Если обратить внимание на то, как о своих участках рассказывают мужчины и женщины, семейные пары и одинокие садоводы, можно увидеть разнообразие дискурсивных конструкций гендера и родства, характерных для времени и поколения. Подход, внимательный к речевым действиям, ситуациям разговора и их связям с общекультурным контекстом, открывает возможности более тонкой, нюансированной, чувствительной к речи собеседников аналитической работы с интервью..

 

СТРАНИЦА   2  3  4  5  6  7  8  9  10

дом как СЛЕД ТВОРЧЕСТВА

ДОМ - хронотоп

 

"Дом выступает сюжетообразующим топосом, представлен как замкнутое, индивидуальное, сакрализованное пространство, тесно связанное с биографическим временем, которое протекает во внутренних пространствах салонов, комнат, домов, усадеб [Бахтин, 1986]. А. Байбурин, рассматривая дом как микромодель мира, наделяет его высоким семиотическим статусом («зна-ковость» дома ставится выше его «вещности»), отмечает: «Дом может быть "развернут" в мир и "свернут" в человека, если при этом не будут нарушены правила соответствия».